tverkovsky (tverkovsky) wrote,
tverkovsky
tverkovsky

Categories:

Великая индийская стена

Обнаружилась очень, очень удачная иллюстрация к разговору о стоимости, её возникновении и
необходимом условии к её возникновению.

Если кратко: один индус добывает соль, сгребая её лопатой на берегу солёного озера,
и продаёт другому. Казалось бы, копеечная история, где здесь какая-то особая стоимость.
Но силуановы из ОИК между двумя индусами ставят внутренний таможенный пост и собирают
пошлину в размере 4000%. А чтобы "мышь не прошмыгнула" мимо таможни, вдоль всей
территории Индии, на тысячи километров, построили заграждения.
И для нижних слоёв населения реальной массовой проблемой становится дороговизна соли.



Эта удивительная достопримечательность не так давно была совершенно неизвестна, а сейчас её уже не существует. Её называют "Великой индийской стеной", но и это название, похоже, появилось не так давно - хотя длина этой стены была таковой, что перегородила почти всю Индию. Однако сами индийцы постарались забыть её существование как можно быстрей.

Стена эта "строилась" - потом будет понятно, почему в кавычках - около 40 лет, а была уничтожена, похоже, в одно мгновение. Начало строительства относят к 1803 году, хотя началось всё в 1766 году, когда Ост-Индская Компания получила право сбора налогов в Бенгалии. В числе этих поборов был и налог на соль, с чего всё и началось.

Сейчас соль стоит копейки и доступна почти везде, тогда же во многих странах существовал отдельный налог на её добычу, причём очень большой. Ост-Индская Компания обложила налогом производителей соли в Бенгалии. Но соль поступала из соседнего региона Орисса, где её добывать было даже проще (то есть она была ещё и дешевле) - поэтому было решено открыть таможенные посты и начать собирать пошлину.

Поступления от налогов и пошлин на соль стали заметной частью прибыли британцев. Поэтому их дальнейшие усилия были направлены на борьбу с её свободной продажей. По мере распространения влияния Ост-Индской Компании появлялись всё новые таможенные посты и усиливалась борьба с "контрабандой". В какой-то момент появилась идея перекрыть расстояния между таможенными постами специальным забором.

Отсюда и начинается история "великой индийской стены". То есть всё это таможенное хозяйство нужно было исключительно для борьбы со свободной продажей соли. Британцы таким образом отгородили внутренней таможенной линией все удалённые от морей индийские территории и лишили жителей возможность получать соль в обход того, что продавала Ост-Индская Компания.

Огромный размер забора обусловлен тем, что перекрыть надо было ещё и дороги, шедшие с другой стороны - с полуострова Кач в Гуджарате, где находились целые соленые озёра. Когда те высыхали, соль можно было просто собирать лопатами - дёшево и сердито, как говорится. А дальше пришлось довести эту границу до самого Кашмира - примерно по той же причине, чтобы перекрыть поставки соли из Гималаев, где находятся большие соляные горы.

Всё это было угрозой доходам британцев, так что они не пожалели денег на строительство таможенных постов и забора, который перегородил в итоге всю страну. Надо сказать, что масштаб впечатляет - общая длина забора составляла более 4 тыс. км, почти половина которой - "Живая изгородь". Обслуживало всю эту конструкцию около 14 тыс. человек.

Стоит ли говорить, что деньги тратились не зря - доходы Ост-Индской Компании с налогов и пошлин были огромными, по сути именно за счёт этих денег они и расширяли своё могущество, строя не только стену, но и те же железные дороги, которые стали инфраструктурой для дальнейшего разграбления Индии (из материковой части страны поездами везли продукты, из портов - различные товары для продажи).

Изначально, конечно, это была просто изгородь, сделанная из сухих палок и бамбука, по обе стороны от которой были выкопаны рвы. Эти изгороди ломались, их ломали специально, поскольку это было не сложно, сжигали, их уничтожали животные и т.п.

В итоге после появления нового руководства таможни задумались о стоимости постоянного ремонта такого забора и придумали сделать его живым.

Кому точно пришла эта идея - неизвестно. Рой Моксхэм, автор книги The Great Hedge of India, пишет, что офицеры на местах проявляли находчивость и сажали разные колючие кусты для укрепления забора. По всей видимости, этот опыт и был взят на вооружение уже по всей длине стены. При этом для каждой местности подбирались свои растения, которые могут прижиться и помочь выполнить задачу.

В итоге через несколько лет вдоль внутренней таможенной линии образовался сплошной забор из различных живых растений. Высота его в разных местах достигала 3,5 метров, а ширина - более 4 метров.

Tags: денежные власти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments